Речевые проблемы маленьких детей становятся понятны далеко не сразу. Родители уверены, что малыш не выговаривает некоторые звуки в связи с возрастными особенностями. Иногда списывают ошибки в речи на отвлеченность, эмоциональность вредность характера. Но у самих логопедов на этот счет другое мнение. Есть ряд признаков, при наличии которых нужно обращаться за помощью к специалисту независимо от возраста дошкольника.
Когда стоит показать ребенка логопеду
Чем раньше родители прибегнут к помощи, тем быстрее и легче будет решить потенциальные проблемы с артикуляцией. Первыми признаками нарушений в работе речевого аппарата являются следующие:
• трудности понимания обращенной к ребенку речи;
• нежелание разговаривать со взрослыми, в том числе и с родителями;
• внезапное снижение речевой активности после 1,5 лет;
• предпочтение словам жестикуляции (особенно после 3 лет);
• после 2 лет в речи не появились предложения из 3-5 слов;
• коверкание слов, перестановка слогов, спутанность порядка звуков;
• отсутствие паузы между отдельными словами;
• повторение одного слога в словах, запинание.
Стоит задуматься родителями в случае, если ребенок часто затрудняется грамматически правильно построить предложение после 3 лет. Это могут быть неправильные окончания в падежах, родах, числах. О возможных проблемах может говорить постоянный пропуск союзов и предлогов в речи у детей старше 5 лет.
Обследование у логопеда не только выявит речевые нарушения, но и позволит разработать персональную коррекционную программу. Не стоит бояться диагностики речевых дефектов. Большинство из них можно устранить своевременной и упорной работой специалиста, родителей и ребенка.